Анализ системы высшего образования в Кыргызстане

Система высшего образования Кыргызстана состоит из четырех типов ВУЗов: университеты, академии, специализированные ВУЗы — училища (например, Кыргызская Национальная Консерватория, Бишкекская высшая военная школа), институты.

Университет — это высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры с широким спектром специализаций;

Академия — это высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры в области научной деятельности;

Институт — это высшее учебное заведение или филиал университета, или академии, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры;

Специализированное высшее учебное заведение — это узко-профильное высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры. Они предоставляют программы высшего образования и аспирантуры с широким спектром специализаций. Они также проводят исследования теоретического и прикладного характера, проводят тренинги, переобучение специалистов, а также обучают научный и педагогический персонал (кандидатов и докторов науки).

На сегодняшний день система высшего образования в Кыргызской Республике представлена 54 высшими учебными заведениями, в том числе 32 государственными и 22 частными учреждениями (по состоянию на 2010 год – данные Национального Статистического Комитета).

Старейшими, зарекомендовавшими себя и наиболее крупными ВУЗами Кыргызстана являются:

  • Кыргызский Национальный Университет (КНУ),
  • Кыргызско – Российский Славянский Университет имени Б. Ельцина (КРСУ),
  • Кыргызский Государственный Технический Университет имени И. Раззакова (КГТУ),
  • Кыргызская Государственная Медицинская Академия имени И. Ахунбаева (КГМА),
  • Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта (КГАФК),
  • Национальная академия художеств им. Т.Садыкова,
  • Кыргызский аграрный университет им. К.И.Скрябина (КАУ),
  • Кыргызский государственный университет им. Арабаева,
  • Военный институт ВС КР им. К. Усенбекова и прочие.

 

Рисунок 1. Динамика количества ВУЗов Кыргызстана

Динамика количества ВУЗов Кыргызстана

 

Необходимо отметить, что за последние 5 лет численность государственных вузов значительно не менялась – так, в если в 2005 году она составила 32 ВУЗа, то в 2010 году – 33. Вместе с тем, в республике выросло количество частных ВУЗов. Так, согласно данным Национального Статистического Комитета за пять последних лет в период с 2005 по 2010 г. их количество выросло с 18 до 22.

 

Рисунок 2. Динамика количества студентов

Динамика количества студентов

 

Необходимо отметить последовательный рост числа студентов в период с 2005 по 2008 годы. Однако, начиная с 2008 года, в республике наблюдается ежегодное сокращение количества студентов.

Одной из причин данной тенденции явилось вступление в силу нового Налогового кодекса, согласно которому налог на доходы бюджетных учреждений увеличился на 20 процентов, что обусловило повышение стоимости контракта за обучение и, следовательно, уменьшение общего количества студентов по причине неплатежеспособности.

Также необходимо отметить решение министерства образования о сокращении числа ВУЗов (2009 год), не имеющих достаточного числа квалифицированных кадров и материально-технической базы. Данное решение затронуло преимущественно ВУЗы, находящиеся в регионах (Ошская область, Иссык-кульская область и пр.). Такое решение обусловило сокращение числа студентов в периферийных районах республики и обозначило тенденцию к увеличению прироста числа студентов в городе Бишкек.

Действительно, по всем регионам наблюдается сокращение числа студентов, за исключением Чуйской области и г. Бишкек, о чем свидетельствует приведённая ниже таблица:

 

Таблица 1. Численность студентов высших профессиональных учебных заведений (на начало учебного года, тыс. чел.)

edu_stu_regs

Численность студентов высших профессиональных учебных заведений (на начало учебного года, тыс. чел.)

Необходимо отметить тенденцию к увеличению количества студентов, обучающихся в частных высших учебных заведениях, и рост их доли в общем количестве студентов республики. Так, если в 2005 году эта доля составила 7,57 %, то в к 2010 году она составила 11,26 %.

Рисунок 3. Динамика количества студентов

Динамика количества студентов

 

Несмотря на увеличение количества вузов, необходимо отметить сокращение численности профессорско-преподавательского состава. По сравнению с 2005 годом его численность сократилась на 6%.

 

Рисунок 4. Динамика изменения численности профессорско-преподавательского состава

 Динамика изменения численности профессорско-преподавательского состава

 

Наблюдается смещение высшего образования Кыргызстана в сторону гуманитарных наук. Так, по сравнению с 2005 годом количество выпускников гуманитарных специальностей в 2010 году выросло на 3,5 тыс. человек, а количество выпускников естественных специальностей сократилось на 300 человек.

Рисунок 5. Динамика количества выпускаемых специалистов по группам

Динамика количества выпускаемых специалистов по группам

 

Экономика все еще является популярным направлением среди абитуриентов — по сравнению с 2005 годом в 2010 году рост количества выпускников составил 1,1 тыс. человек. Между тем, наблюдается сокращение выпускников по направлению «юриспруденция» — по сравнению с 2005 годом оно составило 600 человек.

Наметилась тенденция роста числа выпускников междисциплинарных наук – к 2010 году эта цифра составила 600 человек. Ростом также отмечены специальности, связанные со здравоохранением, сервисом, техническими науками.

 

Таблица 2. Выпуск специалистов высших профессиональных учебных заведений по группам специальностей(тыс. чел.)

Выпуск специалистов высших профессиональных учебных заведений по группам специальностей(тыс. чел.)